Контрольная работа проблема сознания в философии

by ЭрнстPosted on

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. При этом диалектический материализм не приписывает сознанию физические характеристики мозговых процессов. Человок как деятель, производит мир и самого себя. Основные критические воззрения. Философский аспект сознательного и бессознательного. Тела, приспособленного для прямохождения; 2. Однако, сознание являясь результатом развития и деятельности функции высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности имеет нематериальность, а идеальность.

Функционализм сегодня достаточно мощно представлен в рамках аналитической традиции, о субстанциализме можно говорить в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, редуцирующими сознание к феноменам языка и текста.

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования. Принципиальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск тех возможных его природных оснований, эволюция которых могла бы стать предпосылкой человеческой мысли.

Следует оговорить, что данная проблема получила свое преимущественное развитие в рамках функциональной стратегии, наиболее последовательно ориентированной на науку.

Проблема сознания в философии

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса самых различных научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности, психологии и заканчивая социологией, кибернетикой. Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка.

Одновременно реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, обеспечиваемой преимущественно интегративной природой "Я", самосознания.

Тем самым сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.

  • Оно имеет тенденцию к универсализации и распростран ению во все сферы человеческой жизни.
  • С момента своего отделения от кибернетики в конце х гг.
  • Сознание и отражение.
  • Человек сознает при помощи мозга, но сознание -- не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.
  • Категория сознания в философии, его мотивационно-ценностный потенциал.

Соответственно проблема контрольная работа проблема сознания в философии сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества, в аспекте онтогенеза индивидуального развития человека. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная.

Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения. Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие: отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение. Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность.

Вопрос о переходе от неживой к живой материи контрольная работа проблема сознания в философии изучен. На деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, которая якобы не ощущает вовсе, с материей, состоящей из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладающей ясно выраженной способностью отражения. На современном этапе в этом плане особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии.

Контрольная работа проблема сознания в философии 1027

В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация - это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК. На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения: раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды.

Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Следующая форма отражения - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм.

Высшей формой биологического отражения является психика, присущая и животному, и человеку. Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:. Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и идея Я выступают как исторические образования.

Для простейших логических операций требовались многократные действия с конкретными предметами, что обусловило в конечном итоге их кристаллизацию в устойчивые интеллектуальные схемы. Тем самым специфика доязыковой стадии в эволюции сознания определилась ее наглядно-действенным характером. Хронологически она совпала с периодом антропогенеза, начавшегося около 5 млн лет назад и завершившегося тыс. Юнг, Таким образом, формы отражения усложняются с усложнением самих объектов, и их роль в бытии объектов все более возрастает рисунок 1.

Сознание, присущее людям, есть продукт развития и природы и общества. Оно возникает под влиянием орудийной деятельности, практики человека, сознание не может возникнуть вне общения, общественной среды.

Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в контрольная работа проблема сознания в философии идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологические и психоаналитические традиции.

Таким образом, сущность философского исследования феномена сознания заключается, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, контрольная работа проблема сознания в философии сознание - не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром.

Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции.

Во-вторых, важной чертой сознания является его характеристика в гносеологическом аспекте.

638920

В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел - головной мозг. В-четвертых, сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания. В-пятых, сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

В-шестых, философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому. В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия XX. Можно выделить следующие концепции, объясняющие сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция при контрольная работа проблема сознания в философии сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов.

Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции Рене Декарт.

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от. Сознание контрольная работа проблема сознания в философии реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение.

4.1 Постановка проблемы сознания в философии - Философия для бакалавров

Будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность интенциональность ; сознание раскрывается работа его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным.

Это есть часть фиксированного человеческого опыта. И отметим, такая часть, без которой непосредственного практического опыта быть не. Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность.

Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному. Идеальное - философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности контрольная человека.

Сознание есть субъективный образ объективного мира. Философия курс лекций. Алексеев П. Смирнов И. Основы философии в вопросах и ответах. Радугин А. Современный философский словарь.

Философский словарь под ред. Каждый проблема вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из вас могут сейчас сказать - что есть сознание? Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных.

Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но сознания непременно присутствует в каждом моменте жизни.

Проблема сознания

Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации. Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии, биофизики, информатике, кибернетике, юриспруденции, психиатрии. Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится оговаривать каждое из определений его специальным назначением.

Истоки сознания.

Сознательное и бессознательное. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания. Сознание отличает человека от всего другого в мире. Первичной же является до-рефлексивное состояние: непосредственная направленность сознания на свой объект.

Сущность, структура, функции сознания. Сознание и культура. Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества: 1.

Сознание отличает человека от всего другого в мире. Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и творимого им мира. Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его психику. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху доклад о искусства и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир.

Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектомкоторые существуют независимо друг контрольная работа проблема сознания в философии друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания — направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю.

Тогда сознание — знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание — это центр между первым и вторым. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум.

Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию.

Проблема сознания в философии и психологии. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

По сути это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в. Человек своей деятельностью творит мир, Р. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит — существую.

Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Он возвел душу в степень субстанции, которая существует наряду с материальной субстанцией, и трактовал духовную субстанцию как субъект познания, хотения, воображения, ощущения и т.

Учение о двух абсолютно противоположных субстанциях породило психофизическую проблему, то есть проблему соотношения духовных и физических явлений. Сам Декарт, пытаясь объяснить, как возможно сосуществование в целостном человеке независимых друг от друга души и тела, решал данную проблему с позиций психофизического взаимодействия и даже определил контрольная работа проблема сознания в философии, в котором душевная субстанция связывается с телесной субстанцией.

Он поместил душу в очень маленькой шишковидной железе, находящейся в центральной части головного мозга.

Иванов Дмитрий - Проблема сознания

Картезианской идее взаимодействия души и тела был противопоставлен психофизический параллелизм. В философии и науке психофизическая проблема решалась не только с дуалистических позиций, предлагались различные модели редукционизма духовного к физическому. Например, качественное отличие сознания от физических явлений отрицалось вульгарными материалистами Л.

Бюхнером, О. Фогтом и М. По их мнению, сознание принципиально не может быть отличным от материи, от тех процессов в нашем мозгу, с которыми имеет дело физиолог. Чтобы составить себе точное понятие об отправлениях, результатом которых является мысль, контрольная работа проблема сознания в философии, как писал Фогт, рассмотреть головной мозг в качестве определенного органа, предназначенного для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, а печень вырабатывает желчь.

Диалектический материализм решает психофизическую проблему, исходя из экспериментальных данных разных наук, которые свидетельствуют о том, что мозг человека с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является Материальным субстратом сознания.

При этом диалектический материализм не приписывает сознанию физические характеристики мозговых процессов.

Рассматривая психические явления как качественно особую реальность, он утверждает, что психическое и физиологическое тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловливают поведение человека. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга человека с психическими явлениями внесли русские физиологи И. Сеченов и И. Они раскрыли рефлекторную природу психических процессов. Сущность сознания. Сознание — важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной личностной и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.

[TRANSLIT]

Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии носителем высшего сознания является Богв немецкой классической философии — во взглядах Гегеля.

Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру.

Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому контрольная работа проблема сознания в философии сами в данный момент не осознаваемые.

Сущность сознания как высшей формы отражения выражается в том, что:. Возникает своеобразная надстройка над ним — абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия.

Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность. Что это за образы? Что такое идеальное? Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Сущность объективно-идеалистическойя концепции. Функции воспитатель года эссе и виды речи.

Трубецкой о философском понимании сознания. Сознание в философии. Проблема сознания в философии. Сознание с точки зрения философии. Проблема сознания в философии и психологии. Сознание как философская проблема. Проблемы сознания в феноменологии. Структура сознания, её особенности и функции. Характеристика сознательного и бессознательного.

Эссе план написания по английскомуЭссе на тему в чем состоит моя вераДоклад про одноклеточное животное
Диссертация на тему библиотекаДоклад по географии высотная поясностьДоклад на тему новая история
Организация как функция управления рефератРеферат на тему история развития маркетинга в россииКонтрольная работа глобальные проблемы современности
Игра remember me рецензияПочему люди совершают преступления рефератРеферат информационные технологии управления проектами
Метод рунге кутта курсовая работаРусская армия в произведениях куприна рефератЕршова самостоятельные и контрольные работы математика 6

Сознание, его происхождение и сущность. О проекте. Расширенный поиск. На главную. Объявления о помощи. Проблема сознания Вид работы:.

Поделись с друзьями:.

Контрольная работа проблема сознания в философии 4013

Все контрольные работы по философии. Скачать контрольную работу Читать текст online Посмотреть все контрольные работы.