Концепция неявного знания полани реферат

by contchomconsgingPosted on

Еще одним из представителей исторического направления философии науки был Майкл Полани , химик по профессии, известный своими работами в области философии науки. Чем обусловлен такой его Я-образ? Исследователи творчества Полани считают, что к пересмотру основ традиционной концепции знания и создания своей концепции философ пришел под влиянием открытий в гештальтпсихологии. Отключите adBlock! Дифференциация объектов знания.

[TRANSLIT]

Полани убедительно показал в конце х годов нашего века, что предпосылки, на которые учёный опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т. Знания полани типа Полани назвал неявными знаниями. Ценностные ориентации можно смело причислить к их числу. Итак, традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и реферат, существующими в форме неявного знания.

Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Об этих последних мы ещё поговорим более подробно. А сейчас важно то, что признание неявного знания очень сильно усложняет и обогащает нашу картину традиционности науки. Учитывать надо не только ценности, как концепция делает Кун, но и многое, многое другое. Вводя в рассмотрение неявное знание и соответствующие неявные традиции, мы попадаем в сложный и мало исследованный мир, в мир, где живёт наш язык и научная терминология, где передаются от поколения к поколению логические формы неявного знания и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция.

Очевидно, что родной язык мы усваиваем не по словарям и не по грамматикам.

Концепция неявного знания полани реферат 4172

В такой же степени можно быть вполне логичным в своих рассуждениях, никогда не открывая учебник логики. А где мы заимствуем наши категориальные представления? Все это — мир неявного знания. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий её от других областей научного знания и от других сфер культуры, но тесно связанный с менталитетом эпохи.

Нечто подобное можно сказать и о таких методах, как абстракция, обобщение, формализация и т. Дифференциация объектов знания. Наука знает немало примеров удачных классификаций, масса учёных пытается построить нечто аналогичное в своей области, но никто не владеет рецептом построения удачной классификации.

Противопоставление явных и неявных знаний даёт возможность более точно провести концепция неявного знания полани реферат осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений, с. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного учёного, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления.

Другое дело — научная школа. Здесь эти контакты абсолютно необходимы, ибо огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определённое географическое положение: Казанская школа химиков, Московская математическая школа и т.

А как быть с образцами решений конкретных задач, которым Т. Кун придаёт очень большое значение?

Однако их не следует смешивать с традициями, задающими процедурный арсенал научного познания. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определённое географическое положение: Казанская школа химиков, Московская математическая школа и т. В дальнейшем мы ещё вернёмся к этому различению. Соглашение об использовании Реклама.

С одной стороны, они существуют и транслируются в виде текста, и поэтому могут быть идентифицированы с эксплицитным, т. Допустим, например, что в тексте дано доказательство теоремы Пифагора, но нас интересует не эта именно теорема, а то, как вообще следует строить математическое доказательство. Эта последняя информация представлена здесь только в форме примера, т.

Конечно, ознакомившись с доказательством нескольких теорем, мы приобретём и некоторый опыт, некоторые навыки математического рассуждения вообще, но это опять-таки будет трудно выразить на словах в форме достаточно чёткого предписания.

В свете сказанного можно выделить два типа неявного знания и концепция неявного знания полани реферат традиций. Первые связаны с воспроизведением непосредственных образцов деятельности, вторые предполагают текст в качестве посредника. Первые невозможны без личных контактов, для вторых такие контакты необязательны. Все это достаточно очевидно.

Концепция неявного знания полани реферат 804

Гораздо сложнее противопоставить друг другу неявное знание второго типа и знание эксплицитное. Действительно, прочитав или услышав от преподавателя доказательство теоремы Пифагора, мы можем либо повторить это доказательство, либо попробовать перенести полученный опыт на доказательство другой теоремы. Но, строго говоря, в обоих случаях речь идёт о воспроизведении образца, хотя едва ли нужно доказывать, что второй путь гораздо сложнее первого.

Разницу можно продемонстрировать на примере изучения иностранного языка.

А 1.14 Наука: путь от факта к теории - Философия науки для аспирантов

Одно дело, например, заучить и повторить какую-либо фразу, другое — построить аналогичную фразу, используя другие слова. В обоих случаях исходная фраза играет роль образца, но при переходе от первого ко второму происходит существенное расширение возможностей выбора. В то время как простое повторение исходной фразы ограничивает эти возможности особенностями произношения, создание нового предложения предполагает выбор подходящих слов из всего арсенала языка.

В дальнейшем мы ещё вернёмся к этому различению. Итак, введённое М. Полани представление о неявных знаниях позволяет значительно обогатить и дифференцировать общую картину традиционности науки. Сделаем ещё один шаг в этом направлении. Не трудно заметить, что в концепция неявного знания полани реферат неявных традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов.

Ваш IP-адрес заблокирован.

Это существенно: одно дело, если знания полани продемонстрировали технологию производства предмета, например, глиняной посуды, другое — показали готовый кувшин и предложили сделать такой.

Во втором случае вам предстоит нелёгкая и далеко не всегда осуществимая реферат по реконструкции необходимых производственных операций. В познании, однако, мы постоянно сталкиваемся с проблемами такого рода. Рассмотрим несколько примеров. Мы привыкли говорить о таких методах познания, как абстракция, классификация, концепция неявного метод.

Можно продемонстрировать на уровне последовательности операций какой-нибудь метод химического анализа или метод решения системы линейных уравнений, но никому пока не удавалось проделать это применительно к классификации или к процессу построения аксиоматической теории.

Аналогично обстоит дело и с классификацией. Наука знает немало примеров удачных классификаций, масса учёных пытается построить нечто аналогичное в своей области, но никто не владеет рецептом построения удачной классификации. Нечто подобное можно сказать и о таких методах, как абстракция, обобщение, формализация и т. Мы можем легко продемонстрировать соответствующие образцы продуктов, т.

Кстати, таковые вовсе не обязательно должны существовать, ибо процессы исторического развития далеко не всегда выразимы в терминах целенаправленных человеческих действий.

  • Во-вторых, люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников.
  • Взаимодействие традиций и возникновение нового.
  • Не трудно заметить, что в основе неявных традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов.
  • Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного учёного, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления.
  • Машины против традиций Почему средневековые общества развивались так медленно?
  • Исследователи творчества Полани считают, что к пересмотру основ традиционной концепции знания и создания своей концепции философ пришел под влиянием открытий в гештальтпсихологии.
  • Абитуриентам и школьникам Бизнес-литература География Гуманитарные дисциплины Для школьников и абитуриентов Журналистика и СМИ Исторические науки и археология Конфликтология Культурология Литература по недвижимости Медицинская литература Менеджмент и маркетинг Политология Право Психология и педагогика Публицистика Студентам и аспирантам Технические науки Физика Физическая культура и спорт Философские науки Эзотерические течения и учения Аналитическая философия Античная философия Антология философской мысли Введение в философию Западная философия История познания История философии Логика Общая философия Онтология Политическая философия Русская философия Современная философия Социальная философия Философия в популярном изложении Философия народов Философия науки Философия религии Философия человека Философская антропология Философские исследования Шпаргалки по философии Этика и эстетика Философы Экология и природопользование Экономика Языки и языкознание.

Мы все владеем своим родным языком, он существует, но это не значит, что можно предложить или реконструировать технологию его создания. Мы не хотим всем этим сказать, что перечисленные методы и вообще образцы продуктов познания есть нечто иллюзорное, мы отнюдь не собираемся преуменьшать их значение.

Заключение курсовой работы по инновациям91 %
Как в ргб найти диссертацию24 %

Они лежат в основе целеполагания, формируют те идеалы, к реализации которых стремится учёный, организуют поиск, определяют форму систематизации накопленного материала.

Однако их не следует смешивать с традициями, задающими процедурный арсенал научного познания. Полани по-новому оценивает роль веры в познавательном процессе, отличая концепция неявного знания полани реферат понятие от трактовки веры в узком смысле как религиозной. По мнению ученого, мы снова должны признать, что вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.

Использование в науке аксиом, постулатов и принципов уходит своими корнями в нашу убежденность, т.

7.2. Концепция неявного знания М. Полани

Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, наследование культуры — все это предполагает некое состояние нашего сознания, тесно связанное с верой. Выделяют три основные области или три варианта соотношения мышления и речи в концепции личностного знания М. Они трудно поддаются передаче и социализации.

[TRANSLIT]

Искусство стремится передавать эти знания своими средствами через внутренний мир и жизнь героя произведения. Вторая область знания хорошо передается средствами речи и существует в виде некоторой информации. Она находится между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами, которые не в состоянии концептуализировать содержание мысли. Принципиальные новации концепции М. Исследователи творчества Полани считают, что к концепция неявного знания полани реферат основ традиционной концепции знания и создания своей концепции философ пришел под влиянием открытий в гештальтпсихологии.

Введенное М. Он подвел к необходимости обдумывания новой модели роста научного знания, в которой учитывались бы действующие личностно-когнитивные механизмы познавательной деятельности. Дата публикования: ; Прочитано: Нарушение авторского права страницы Заказать написание работы.

Главная Случайная страница Контакты Заказать.